Матвеева Анастасия Ивановна, воспитатель ГБОУ Школа №1078

Принципы коррекционной работы с детьми Ш. А. Амонашвили

Особую роль  в технологии Ш. А. Амонашвили  играет оценивание деятельности  ребенка. Использование отметок  очень ограничено, ибо отметки  - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное  оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. Урок - ведущая  форма жизни детей (а не только  процесс обучения), вбирающая всю  и спонтанную, и организованную  жизнь детей (урок - творчество, урок - игра). Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты. "Школа жизни"  Ш.А. Амонашвили основана на  принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного  процесса.  Первая состоит во внутренней преемственности  созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека. Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.  Третья особенность касается урока, который рассматривается как  аккумулятор, как ведущая форма  жизни детей, а не только их учения.  Благополучие жизни ребенка  на уроке обеспечивается благодаря  сотрудничеству с учителем, другими  детьми. Четвертая особенность педагогического  процесса и состоит в том, что  сотруднические взаимоотношения учителя  с детьми становятся его естественным качеством.  Пятая особенность гуманного педагогического  процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной  деятельности при одновременном  упразднении школьных отметок, что  является залогом успехов детей  в учении.  Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".  Гуманного учителя не покидает "любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка". Личностно-гуманный подход к ребенку  является фундаментальным достижением  теории и практики гуманистической  педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный.  Императивный характер обучение приобретает  в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести. "Инструментировать учение как  свободно избираемую учеником  деятельность, - пишет Ш.А. Амонашвили, - это значит:

• во-первых, создавать наилучшие  условия для его целенаправленного, социального и педагогически  значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;

• во-вторых, управлять этим процессом  в согласии с потребностями его  крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов".

Обращение к культурным образцам педагогической практики позволяет  сделать некоторые выводы о наиболее существенных чертах гуманистической  парадигмы образования. Первая из них  состоит в особом ценностном отношении  к ребенку и детству как  уникальному периоду жизни человека. Затем - признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Содержание образования включает когнитивный, креативный и этический (нравственный) компонент в их единстве и взаимодействии. Что касается педагогических средств, методов и форм организации  педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет  творческий поиск и находит собственное  содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.  Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям  выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении. Очевидно, что гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.

15 апреля 2019 в 22:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.